Часть первая
Масон с пелёнок
Как известно, Вольфганг Амадей Моцарт был посвящён в масонство в венской ложе «Zum Wohltätigkeit» («К благотворительности») 14 декабря 1784 года, в возрасте двадцати восьми лет, по рекомендации основателя и Мастера ложи барона Отто фон Хеммингена. В Братстве он пребывал семь лет — до самой своей кончины осенью 1791 года. За это время Моцарт создал множество произведений, предназначенных для исполнения в ложе. Однако гораздо реже упоминается тот факт, что его связь с масонством началась значительно раньше — ещё в ранней юности, в Зальцбурге. В этом, по всей видимости, важную роль сыграл его отец, Леопольд Моцарт, единственный воспитатель и учитель Вольфганга. И свидетельства этому — самые неоспоримые: музыкальные. Во времена юности Вольфганга Амадея в этом сравнительно небольшом городе с населением около тридцати тысяч человек действовала масонская ложа «Zur Fürsicht» («К благоразумию»), две ложи иллюминатов — «Apollo» и «Wissenschaft», а также женская адоптивная ложа. Историк Катарина Томсон утверждает, что отец и сын Моцарты состояли в дружеских отношениях с Адамом Вайсгауптом, главой баварских иллюминатов, и тайно принимали участие в их собраниях в Зальцбурге. Свою первую песню на масонский текст — «An die Freude» (K. 53) — Моцарт сочинил в возрасте одиннадцати лет, посвятив её врачу и брату-масону Иозефу Вольфу, который лечил его и его сестру Нанерль от ветряной оспы. В 1782 году, в Зальцбурге, в возрасте шестнадцати лет, Вольфганг Амадей написал оду «O heiliger Bund, dir weih’ ich meine Lieder» (KV 148 / 125h) на слова поэта и масона Людвига Фридриха Ленца. Стихи были взяты из первой книги масонской поэзии на немецком языке, изданной братом Ленцем в 1746 году. В 1778 году, по заказу мюнхенской ложи «Zur Behutsamkeit» («К осмотрительности»), текст был переработан совместно Моцартом и Ленцем и получил новое название — «O heiliges Band der Freundschaft treuer Brüder» (KV 148). Это произведение стало одой к открытию праздничной Иоанновской ложи и исполнялось в масонских ложах Вены в XVIII веке. Оно звучит в ложах и по сей день. Несомненно, эта мелодия вам хорошо знакома.

W. A. Mozart - KV 148 (125h) - Lied An die Freundschaft in B minor

Часть вторая
Загадка реквиема Сальери
С этим произведением, проходящим через всю короткую жизнь Вольфганга Амадея, связан мой вопрос, касающийся взаимоотношений Моцарта и Антонио Сальери. Обилие домыслов и клеветы — даже в столь художественно совершенном фильме Милоша Формана — и при этом скудность достоверной информации оставляют открытым вопрос: какими были эти взаимоотношения на самом деле? Музыка не умеет лгать. И здесь я хочу предложить музыкальную загадку. Вы услышите, как тема масонской оды Моцарта появляется в Реквиеме до минор Антонио Сальери, созданном им в 1804 году и завещанном для исполнения на собственных похоронах. В части Lacrimosa — эпицентре скорби этого реквиема — среди громовых ударов, напоминающих о Страшном Суде, внезапно возникает светлая, нежная мелодия. Это тема той самой оды Моцарта…
Что это было? Случайное совпадение? В это трудно поверить.
Пение ангелов? Прощание, разрывающее душу навеки? Скорбь по Вольфгангу Амадею, не покидавшая Сальери до последних мгновений жизни? Плач по несбывшемуся? Угрызения совести?
А может быть, это «отблески сна, в котором он видит лунную дорогу и хочет пойти по ней и говорить с Мастером, потому что он чего-то не договорил тогда, давным-давно…» (М.Булгаков “Мастер и Маргарита”)
Бр. Ахмасур

A. Saliery Requiem in c-Moll, TRIM Lacrimosa

Comments are disabled